Уважаемые родители! Наверняка каждый из Вас отлично знает, правша или левша Ваш ребенок. Тем не менее, помогите ребенку выполнить это тестовое задание, и, может  быть, Вы узнаете о сыне или дочери немного больше. С помощью предлагаемого ниже теста Вы поможете ре¬бенку определить ведущую руку, ведущий глаз и ведущее ухо, а также в целом определиться, кто он: правша, левша или так называемый "амбидекстр" — человек, у которого в равной степени развиты функции обоих полушарий головного мозга.

Правила тестирования:

- Все задания предлагаются ребенку в игровой форме.

— В ходе деятельности не фиксируйте внимание ребенка на том, какой рукой он действует.

— Результаты наблюдений заносите в бланк, выданный ребенку. Если в выполняемой пробе ведущими были правые рука, глаз, ухо — ставьте в соответствующую строчку букву П, если левые — Л, если невозможно определить ведущую сторону — П и Л.

 

Тесты на определение ведущей руки

1.  Переплетение пальцев рук

Предложите ребенку быстро, не задумываясь, переплести пальцы обеих рук. Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.

2.  Аплодирование

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей. Этот тест имеет большую информативную ценность.

3.  Проведение вертикальных линий

Предложите ребенку проводить   вертикальные  линии на расстоянии 1- 1,5 см друг от  друга сначала правой, а затем – левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, в среднем на 29% больше количества линий, проведенных другой рукой. (Ведущая рука чертит линии быстрее и чаше.)

 

Тесты для определения ведущего уха

1.  Шепот

Скажите что-нибудь ребенку шепотом. При равенстве остроты слуха ребенок подставляет говорящему ведущее ухо; то есть ухо, которым легче и быстрее воспринимается услышанное.

2.  Тиканье часов

Предложите ребенку оценить громкость тиканья часов. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одина¬ково ли слышит тиканье разными ушами.

 

Тесты для определения ведущего глаза

1.  Моргание

Попросите ребенка моргнуть одним глазом. Открытым, как прави¬ло, остается ведущий глаз.

2.  Подзорная труба

Рассматривание в "подзорную трубу" (попросите ребенка посмотреть на что-нибудь через сложенный трубочкой лист бумаги) осуществляется обычно ведущим глазом.

 

 

Теперь у Вас есть возможность определить ведущие руку, ухо и глаз Вашего ребенка. Для этого в нижней строчке бланка напишите букву, обозначающую руку (ухо, глаз), которая чаще всего была ведущей в тестах. Скажем, при выполнении 3-х проб на ведущую руку получились следующие результаты: П, Л и П, П. Ведущая рука - правая, пишем букву П. Если букв П и Л одинаковое количество, пишем букву А - равенство возможностей правой и левой руки (уха, глаза). После заполнения таблицы Вы будете знать индивидуальный профиль ре¬бенка. Он складывается из трех букв, обозначающих ведущие руку, ухо и глаз.

Теперь, используя приведенную ниже таблицу, Вы сможете опре¬делить, кто Ваш ребенок. Для этого найдите в левом столбце строку, в которой находится сочетание букв профиля Вашего ребенка и прочтите его характеристику в правом столбце.

По результатам тестирования Ваш ребенок в бланке отметит:

"Мой индивидуальный профиль —________. (Здесь он напишет буквы, обозначающее его ведущие руку, ухо и глаз.)

"Это значит, что я___________". (Здесь он напишет, к какой категории людей он относится: чистый правша, праворукий и т.д.)

Будет просто замечательно, если Вы проведете этот тест и на себе, а затем обсудите с ребенком свои результаты.

Варианты профиля Характеристика типа 

 

Варианты профиля

Характеристика типа

ППП

чистый правша

ППА ПАЛ ПАП ПЛА ПАА ППЛ ПЛП ПЛЛ

праворукий

ААА АПЛ АПП АЛП АПА ААЛ ААП АЛА

амбидекстр (одинаковое развитие функций обоих полушарий мозга

 

АЛЛ ЛПП ЛПА ЛПЛ ЛАП ЛЛП

леворукий

ЛАЛ ЛАА ЛЛЛ ЛЛА

 

чистый левша

 

Итак, только что Вы вместе с ребенком провели диагностическое обследование, цель которого — выделение ведущего полушария, играющего основную роль в выполнении операций, прежде всего связанных с речью. О влиянии доминирования левого или правого полушария на особенности психического развития Вы узнаете позже. Здесь же хотелось бы сказать, что нередко так называемое "скрытое левшество" (переученные левши или дети с одинаковым развитием функций обеих рук, а также де-ти с  ведущей правой рукой, но с ведущими левым ухом и левым глазом) является причиной трудностей  в овладении грамотой. ЕСЛИ у Вашего ребёнка есть такие проблемы, и Вы в ходе тестирования выявили соответствующий профиль, — проконсультируйтесь у логопеда.